В последнее время все больше родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее–ОВЗ) приводят их в детский сад для воспитания и обучения вместе со здоровыми сверстниками. Включение (инклюзия) лиц с ОВЗ в образовательный процесс массовых учебных заведений–новый для России подход к образованию.
Инклюзивное образование–это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности.
На сегодняшний день наше дошкольное учреждение готово разработать систему мероприятий, способствующей успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка.
Для осуществления инклюзивной практики в ДОУ необходимо создать следующие условия:
- психологическая готовность руководителя и коллектива к инклюзии (знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и желание следовать им в своей профессиональной деятельности);
- наличие необходимых специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, тьюторов) или договоренность о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами психолого-педагогических и медико-социальных центров;
- организация специальной среды для обучения и воспитания детей с ОВЗ, в т. ч. безбарьерных условий жизнедеятельности, наличие необходимого оборудования, коррекционно-развивающих программ;
- возможность повышения квалификации педагогов в области инклюзивного образования