Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.
Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. А дошкольный возраст — это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. А мы, как педагоги дошкольного образования, хорошо понимаем, что «делает человека человеком именно воспитание». В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится одним из приоритетных направлений развития образования и российского общества в целом. Данная проблема отражена и в задачах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость внесения таких изменений в образовательный процесс дошкольников, который бы предусматривал создание условий для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности.
- Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте (смотреть)
- Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.07.2017 № 1137 Дорожная карта по реализации программы «Социокультурные истоки» (смотреть)
Программа духовно-нравственного воспитания “Социокультурные истоки”, направлена приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Авторами программы являются И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук и А.В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.
В программе одной из важнейших задач являться задача соединения интеллектуального и духовно – нравственного начала в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей.
Содержание программы составляют ценности культуры: мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
АННОТАЦИЯ к программе «Социокультурные истоки» авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин (смотреть)
Воспитательная программа для ДОУ «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп:
- младшая группа (3-4 года)
- средняя группа (4-5 лет)
- старшая группа (5-6 лет)
- подготовительная группа (6-7 лет).
Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:
- в младшей группе (3-4 года) формирует понятия: Слово, Образ, Книга (работа строиться на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.).
- в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней;
- в старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…);
- в подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.